В рамках IV Санкт-Петербургского Международного культурного форума, который проходил в декабре 2015 года, состоялось пленарное заседание и церемония закрытия Года литературы, которое состоялось на новой сцене Мариинского театра.
Президент России Владимир Путин выступил на мероприятии и объявил 2016 год — Годом кино, отметив, что он будет таким же интересным и ярким, творческим, станет ещё одним шагом к утверждению в нашем обществе высоких моральных принципов и эстетических вкусов.
Мы вспомним все великие достижения нашего кинематографа, попытаемся найти лучшие решения для развития отечественной киноиндустрии,
В наступившем году Россия отметит два значимых киноюбилея: 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет студии «Союзмультфильм».
Что даст Год кино обычному россиянину? Из нового — по стране повсеместно пройдут Ночь и День российского кино с бесплатными показами.
Но Год Кино — это и повод вспомнить о хороших фильмах, открыв для себя и новые киноленты, и новые увлекательные сюжеты — тем более, что возможностей для этого у современных людей множество — базы фильмов в Интернете, онлайн просмотры, походы в кинотеатр.
Проведение года российского кино, по замыслу Минкультуры, станет непосредственным продолжением политики по популяризации этой важной отрасли мощно воздействующей на мировоззрение миллионов людей.
Кино — самое молодое из искусств, но оно давно уже признано самым важным из искусств, и оно действительно ориентирует многих людей в их жизни.
В данной статье рассмотрим, как кино с момента его создания формирует мировоззрение множества людей и управляет ими, как привлекает зрителей и в чём состоит секрет возрождения русского кино, проявившегося в эпоху советского кино и чем оно отличается от западного кинематографа.
…Из всех искусств для нас важнейшим является кино.
В. Ленин
Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки.
И. Сталин
Стало хорошей традицией каждый год посвящать определенной тематике. Судите сами -— 2008-ой был Годом семьи, 2009-й — молодёжи, 2010-й — учителя, 2011-й — российской космонавтики, 2012-й — российской истории, 2013-й — охраны окружающей среды, 2014-й — культуры, 2015-й — литературы, а теперь нас ждёт Год кино.
2016 год, объявленный Президентом России В.В. Путиным Годом кино, планируется, что приведёт к изменению нашей киноиндустрии.
О киноиндустрии действительно нужно говорить, тем более что 2014 год — Год Культуры — не принёс желаемых результатов.
На сегодняшний день отечественные фильмы отсутствуют в программе ЮНЕСКО «Память мира», в которой числятся около 800 картин из 49 стран. России там нет, что может говорить и о неком молчаливом сговоре — «не пускать», поскольку в советское время было снято множество сильнейших фильмов. Наша страна уже оставила свой след в киноиндустрии мирового масштаба, но в постсоветское время скатилась до уродливого копирования Запада и шуток-самосмеек. Несмотря на отдельные редкие жемчужины, наше массовое кино вызывает только очень противоречивые чувства, и даже Год культуры не помог.
Согласно подведенным Счётной палатой итогам (http://kommersant.ru/doc/2894599), в киноиндустрии за 2014 год: доступность услуг кинопроката падала (в 39 регионах стало меньше киноустановок (почти на 650 единиц), в 41 регионе — кинозалов (на 402 единицы)). Несмотря на то, что число сеансов российских фильмов было увеличено (более чем на 40 тыс.), посетили эти сеансы на 5,4% меньше зрителей, чем в 2013-ом году. Хотели добиться роста просмотров российского кино, а на деле вышло все наоборот — выросло количество посещений сеансов с зарубежными фильмами.
По данным Фонда кино в 2015 году 17,9% билетов в кино, купленных жителями России, пришлось на сеансы отечественных картин (2014 год — 18,01%).
Если брать в расчёт не число билетов, а кассу фильмов, то российская доля в национальном прокате в 2015 году составила 16,6% (2014 год — 17%).
Российские фильмы удерживают долю даже несмотря на то, что в прошлом году впервые за много лет в топ-10 самых кассовых фильмов года нет ни одной отечественной картины. Более того, в топ-20 фильмов по кассе есть только одна российская картина, и та мультфильм — «Три богатыря: Ход конём» от компании СТВ Сергея Сельянова. Она же вошла в топ-10 фильмов, если брать в расчёт число билетов, а не кассу.
Именно по доле русского кино в прокате чиновники прежде всего определяют эффективность государственной поддержки кино (http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/01/19/624470-dolya-russkogo-kino-prokate-vnov-nemnogo-snizilas).
Если в 2008 году на отечественные картины приходился каждый четвёртый рубль в прокате, то пять лет спустя — уже вдвое меньше. В 2013 году доля русского кино резко выросла до 18,2%. До этого чиновники полностью переделали схему господдержки — бюджетное финансирование массовых фильмов передали от Министерства культуры Фонду кино. Фонд стал финансировать меньшее число картин, но на большие суммы. Кроме того, часть бюджетных денег государство обязало продюсеров возвращать. Все это должно было создать полноценную киноиндустрию в России и в конечном счёте увеличить посещаемость отечественных картин в противовес голливудскому кино. Но пока чиновникам не удаётся повысить русскую долю, хотя удаётся её сохранить.
Чтобы стимулировать кинотеатры чаще показывать русское кино, государство безвозмездно выделило дополнительно 2,2 млрд руб. (0,7 млрд руб. в конце прошлого года). Эти средства предназначены на модернизацию кинозалов, фонд распределяет их по конкурсу между региональными кинотеатрами. В обмен кинотеатры обязуются отдавать не менее половины сеансов под отечественные фильмы. Также Фонд кино и Министерство культуры подписали меморандум с частью крупных киносетей, что последние приложат все усилия, чтобы отдавать под российское кино не менее 20% сеансов.
Отечественный кинематограф, даже получая существенные финансы, пока что не производит такие фильмы, которые бы имели успех за пределами нашей страны.
При этом следует отметить, что в некоторых регионах возрастает потребность в национальном и отечественном кино.
В Чеченской Республике создан «Чеченфильм», начаты съёмки большого сериала, который хотят купить исламские государства. В Якутии, например, уже около восьми лет снимают до 15 своих фильмов в год, и американские картины с ними не могут конкурировать. Владельцы кинозалов не берут их в прокат, потому что якуты хотят видеть своих героев, а не американских. Якуты снимают фильмы про свою жизнь, культуру, быт, им интересны свои герои. Фильмы Якутии называют киночудом кинематографа. Дошло до того, что прокатные компании предлагают иностранные фильмы по большим скидкам, но их не берут.
Фото: афиша фильма «Снайпер Саха».
На 2016 год назначен прокат десятка масштабных кинопроектов, совокупный бюджет которых составляет около 500 млн руб., а то и выше. Планируется завершить процесс реорганизации Киностудии им. Горького. В общем, планы грандиозные, амбиций — хватает. Теперь главное подойти к организации Года кино более ответственно.
Россия сегодня берет реванш и, дабы не допустить ошибок прошлых лет, стоит учесть все моменты, начиная от тщательно разработанного плана мероприятий и заканчивая ответственным подходом к решению текущих задач.
Однако, дело далеко не только в увеличении финансирования, но в большей степени в ответе на вопросы о том: что снимать, какое кино может быть востребовано в ближайшие десятилетия зрителями и самим ходом развития нашей цивилизации?
На эти вопросы и должен ответить Год Кино.
Кинематограф на сегодняшний день — это агитационная площадка, где, в зависимости от реализации режиссёром идеи фильма, может пропагандироваться тот или иной образ мышления, ведущий либо к счастью, либо к несчастью. Не стоит заблуждаться, что есть какое-то «нейтральное» искусство, как говорят, «показывающее жизнь» какой она есть — это всё наглое враньё, либо недопонимание. Ведь любой сценарист выбирает алгоритмику действий персонажей из виденного им в жизни по своей собственной нравственности, режиссёр также выбирает пути донесения идей фильма до зрителя, оператор выбирает ракурсы — и все по своей нравственности, во многом транслируя её своим зрителям. Нет фильмов беспристрастных. Даже документальное кино избирательно высвечивает определённые моменты и затеняет другие. Пора уже это понимать и исходя из этого строить свою политику в отношении кинематографа, а то у нас иногда Министерство культуры такую жуткую чернуху финансирует, что, как говорят в народе — «хоть стой, хоть падай».
Многие кинокритики согласны с тезисом, что кино должно просвещать, то есть нести людям идеи, которые могут помочь сформироваться им как Человеками с большой буквы, пробуждать лучшие чувства и настраивать на лучшее, потому что в противном случае оно будет убивать человечность в людях.
Да, сейчас наметилась тенденция. Два года назад доля зрителей, смотревших российское кино, составляла в пределах десяти процентов, в основном смотрели американское кино. Теперь статистика говорит о том, что до 18% всех зрителей предпочитают отечественные картины. Объяснение одно — появились российские фильмы, созданные на хорошем уровне, что привлекло к ним молодого зрителя. Тем не менее, предстоит ещё много сделать, чтобы российское кино стало таким же востребованным и качественным, как советское. Но что для этого нужно в современных условиях?
Дело в том, что советское кино очень неоднородно и его можно разделить на несколько периодов, которые достаточно ощутимо отличаются друг от друга.
Кинематограф в СССР принял на себя воспитательную и просветительную миссию литературы и вместе с тем, освоив те средства экранной выразительности, которые формируют язык кино, поднялся до уровня подлинного искусства.
Отсюда и громадный авторитет советского кино во всем мире. В антологию мирового искусства вошли выдающиеся фильмы: «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Чапаев» Г. и С. Васильевых, кинотрилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Комсомольск» С. Герасимова, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица. Они не только свидетельствовали о больших возможностях самого молодого из искусств, но и пропагандировали идеологию первого социалистического государства, естественно, пользуясь громадным успехом у себя дома. Памятны кадры старой хроники, в которых целые колонны людей движутся с плакатами «Мы идём смотреть «Чапаева».
Кино было не безделкой и не развлечением, и не просто окном в жизнь для каждого зрителя, от мала до велика, кино было окном в будущее. И люди стремились жить такой же полной и насыщенной жизнью, как герои любимых фильмов, приближая это желанное будущее.
Кем были герои, которым хотелось подражать? Тружениками, созидателями своей страны и своей судьбы, неотъемлемой от судьбы народной. Ткачиха Таня Морозова в «Светлом пути» Г. Александрова и учитель Степан Лаутин в «Учителе» С. Герасимова, танкист Клим Ярко в «Трактористах» И. Пырьева и шахтер Харитон Балун в «Большой жизни» Л. Лукова, председатель сельсовета Александра Соколова в «Члене правительства» А. Зархи и И. Хейфица и телеграфистка Машенька Степанова в «Машеньке» Ю. Райзмана представлялись такими же реальными лицами, как летчик Валерий Чкалов, ткачиха Дуся Виноградова или метростроевка Татьяна Федорова. Советское кино было теснейшим образом связано с действительностью, открывая в ней такие явления и события, которые говорили о преобразовании мира и человека к лучшему.
Оно было источником позитивной энергии, веры в человека, любви к жизни.
Отличительной особенностью русской культуры, проявившейся в советском кино, были взаимоотношения главных героев и их окружения, общества.
Своего пика развитие русского кинематографа внутри советского достигло в 1940 — 50-ых годах, поскольку фильмы той поры отразили иделаы Русской цивилизации: торжество Справедливости, Правды, жизнь по-совести. Когда фильмы «сталинской поры» привезли в 1990-ых годах в Америку, то многие кинокритики высказались однозначно:
Это какая-то другая цивилизация.
И были правы в этой своей оценке.
После государственного переворота 1953 года (о нём http://inance.ru/2015/02/iuda/) в кино появились не только откровенные алгоритмы спаивания населения, но алгоритмы, свойственные Русской культуре, стали вымываться из кино, постепенно замещаясь алгоритмикой поведения, свойственной Западу: око за око, сила наша да будет законом правды, рабы повинуйтесь своим господам и т.п.
Процесс был растянут во времени, поэтому не особо заметен населению, которое к тому же активно спаивалось средствами кинематографа и государственной политики. Незаметно ушли из кино яркие и притягательные образы людей будущего (с точки зрения их нравственно-моральных качеств), а на их место пришли разнообразные псевдогерои.
Период
|
Отношения героев и окружения
|
Наиболее яркие примеры (дополнения приветствуются!)
|
---|---|---|
1919 — 1930 | Положительные герои, решающие общие задачи в сложном окружении, отражающем становление характеров новых людей в алгоритмике меняющегося мира. | Аэлита (1924) |
Броненосец Потёмкин (1925) | ||
1931 — 1953 | Положительные герои действуют в положительном окружении, которое помогает их инициативам и способствует раскрытию их талантов. | Путёвка в жизнь (1931) |
Весёлые ребята (1934) | ||
Волга-Волга (1938) | ||
Кубанские казаки (1949) | ||
Большая семья (1954) | ||
1953 — 1970 | Положительные герои действуют в окружении, которое уже отрицательно реагирует на их инициативы, но всё-таки в конце концов соглашается и помогает им. | Председатель (1964) |
Иду на грозу (1966) | ||
Таинственная стена (1967) | ||
1970 — 1991 | Положительные герои действуют в уже отрицательном окружении, которое негативно реагирует на их иницитивы, не даёт реализоваться, и соглашается с ними только под давлением обстоятельств. | Премия (1974) |
Чучело (1983) | ||
Убить Дракона (1988) | ||
1991 — 2007 | Отрицательные герои действуют в отрицательном окружении по принципу: «человек человеку волк». | Брат (1997) |
Брат 2 (2000) | ||
Груз 200 (2007) | ||
Левиафан (2014) | ||
2007 — 2019 | Положительные герои решают общие задачи, действуя в сложном окружении, которое помогает им раскрыть их потенциал. | Кука (2007) |
Территория (2015) |
Мы вступили в интересное время, когда будущее всё в большей степени зависит от усилий каждого человека, его деятельности и осмысленности своей жизни. Уходит то время, когда можно было сбросить ответственность на других: начальников, надсмотрщиков, рабовладельцев, хозяев. Наступает время конкуренции мировоззрений, поэтому роль кино в деле реализации того или иного варианта будущего — огромна, поскольку через него, в том числе, формируется культура мышления, внедряются те или иные алгоритмы поведения в психику людей, те или иные образы будущего.
Сегодня начинает возвращаться кино русской культуры, что мы отметили фильмами последнего периода таблицы, хотя, конечно, в эти годы выходили и такие фильмы как «Левиафан» или «Географ глобус пропил», после которого московский школьник, посмотревший фильм, пошёл в школу с отцовским ружьём и застрелил учителя, причём именно географа. Не это ли яркий пример того, как искусство агитирующее за несчастье, воздействует на общество? Но важнее, что стали появляться фильмы, характерные больше для «сталинского периода» развития нашего кино, когда Русская культура показала свой потенциал развития.
Мы считаем, что в будущем будут востребованы фильмы, в которых положительные герои действуют в положительном окружении, решая общие задачи и развиваясь в процессе этого, поскольку именно такая алгоритмика поведения — наиболее востребована в обществе на обозримую перспективу.
Как говорит восточная поговорка:
Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей.
Надеемся, что 2016 Год кино заложит основые будущего на века, а не будет сеять просо. Ждём, что в наступившем году выйдут фильмы, которые можно будет отнести к явлению Русской культуры.