«Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает свободным от оков…»
Иоганн Вольфганг фон Гёте
В 2013 году на экраны вышел фильм «Обливион» от режиссёра Джозефа Косински, снявшего ремейк на знаменитый научно-фантастический боевик «Трон». В различных источниках говорится, что фильм основан на графическом романе с одноимённым названием, написанным самим же Косински. Однако комикс так и не вышел в свет, а его создание, по всей видимости, служило лишь цели удачно продать проект. Концепты, наработанные Косински в процессе создания графического романа, и использовались при съёмках фильма.
Важно отметить, что название фильма на русский язык переводить не стали, хотя перевод очень явно намекает на главную мысль фильма: английское слово oblivion переводится как «забвение».
Начало фильма погружает нас в недалёкое будущее – в 2077 год. Как повествует нам главный герой Джек Харпер, 60 лет назад началось вторжение на Землю инопланетных захватчиков, он называет их «падальщиками». Падальщики разрушили Луну, в результате многочисленных землетрясений и наводнений большинство городов были стёрты с лица Земли, воцарился хаос. Для победы в войне люди решились использовать ядерное оружие. Война была выиграна, но очень высокой ценой. Большинство земель отравлено радиацией, превращено в пустыни и непригодно для жизни. Люди построили временную перевалочную базу и командно-космический центр по совместительству – Тет. Эта база нужна для переброски выживших людей на самый большой спутник Сатурна – Титан. Джек Харпер и его напарница-«вторая половинка» Виктория проживают на Земле, на специальной вышке под названием Рай. Они охраняют гидроплатформы, с помощью которых из морской воды получают термоядерную энергию для новой колонии землян. Остатки вражеской армии периодически пытаются уничтожить гидроплатформы, они постоянно выводят из строя дронов – роботов, охраняющих эти установки. Джек Харпер – инженер-техник, занимается их ремонтом.
Джек Харпер – техник под номером 49 часто видит необычный сон, где он находится посреди Нью-Йорка ещё до войны, до своего рождения, там Джек постоянно встречает одну и ту же девушку – свою возлюбленную. Он не помнит её имени, но точно знает, что они вместе. Джек не просто воспринимает это как сон, ему даже иногда кажется, что это воспоминание. Подобные сновидения заставляют его задаваться неудобными вопросами, сеют сомнения в его разуме по поводу происходящего на Земле. Его напарницу Вику подобные вещи не волнуют. Через две недели их задание будет окончено, и Джек вместе с Викой должны вернуться в колонию людей. Их «эффективная команда» движима желанием вернуться в новый дом и выполнить свою высокую цель перед оставшимся в живых человечеством.
Но ещё в начале Джек говорит о том, что Земля до сих пор остаётся его домом. Позднее по маленьким причудливым вещам мы начинаем понимать всю его искреннюю привязанность к родной планете: на панели сверхтехнологичного летательного аппарата стоит старинная фигурка Элвиса Пресли, он носит бейсболку NY, да и вообще проявляет явную любовь к этой игре. Далее, в результате ремонта одного из дроидов, он попадает в логово падальщиков в здании публичной библиотеки, там он натыкается на одну интересную книгу Томаса Маколей «Песни Древнего Рима. Гораций», где потом читает такие строки:
«И смерти нет почётней той,
что ты принять готов
За кости пращуров своих,
за храм своих богов…»
Почему-то он прячет книгу, когда появляется Вика. Значит ли это, что Джек не совсем доверяет ей? Пожалуй, этот момент можно назвать точкой отсчёта в закладке прочного фундамента сомнений техника 49 в происходящем.
Джек отвозит книгу в одно уютное местечко, где отсутствует связь с вышкой, где он невидим для Тет. Там он полностью раскрывается в своём истинном свете, в своей привязанности к земной жизни.
Вика – напарница Джека Харпера, его офицер связи. Она присматривает за работой Джека, координирует с центром его вылеты. Она не задаётся такими вопросами как Джек, она грезит мечтой вернуться к людям. Тем более до заветного возвращения осталось всего две недели, поэтому стоит отбросить все сомнения, которые мешают реализоваться намеченной цели. Какую роль она играет для Джека? Вероятно, она приставлена к нему, чтобы отвлекать его от раздумий, которые могут стать очень глубокими в одиночестве. Без неё путь к пониманию того, что происходит на самом деле, вероятно, был бы гораздо короче. Вика – очередной инструмент манипуляции, хоть и сама не осознаёт этого.
Далее происходит событие, которое окончательно отсекает техника 49 от привычного распорядка жизни: возле космического корабля, потерпевшего крушение, в одном из контейнеров он видит знакомое лицо, лицо, которое постоянно является ему во сне, а дроны, призванные защищать людей от падальщиков, почему-то уничтожают оставшиеся контейнеры с людьми.
Позднее выясняется, что девушку из снов зовут Юлия, и в прошлом, до войны, она была его женой. Вместе с ней он попадает в руки падальщиков. Но падальщики оказываются вовсе не инопланетными врагами, а людьми, остатками человеческого сопротивления. Всё переворачивается с ног на голову. Пелена забвения падает с глаз. Война людьми была проиграна, не было ядерных ударов, не было горькой победы, Тет – не перевалочная база и не командно-космический центр, Тет – база инопланетян-интервентов, переселение людей на Титан – фикция, как и вся история жизни Джека, ведь Джек Харпер – всего лишь клон, которого произвела Тет для выполнения определённых функций на захваченной Земле. И он не единственный клон на Земле…
И тут самый главный вопрос состоит в том, каким образом инопланетянам удавалось удерживать Джека в рамках определённой деятельности? Как они заставили его выполнять свои функции? Ведь он выполнял свою работу техника 49 не по принуждению, не под угрозой «плётки надзирателя», а самостоятельно, даже в какие-то моменты проявляя энтузиазм, самоотверженность. Ответ прост: идеальный раб – это тот раб, который не понимает, что он раб. Инопланетяне сделали Джека рабом не с помощью оружия, а с помощью социальных технологий. Его поместили в определённую информационную среду, в которой нет истинного прошлого, в которой есть мечта (попасть к людям на Титан), в которой есть значение, вернее, осознание значимости своей миссии для выживания человечества. Разве это не разрушит все сомнения, не заставит самому придумывать оправдания всем нестыковкам, которые так или иначе будут попадаться на глаза?!
Ложь, герметизация истины, искажение прошлого, стирание памяти сделали Джека рабом, «убили душу, лишили человечности», заставили служить не тому хозяину, не тем целям. Что может освободить его?! Только правда, какой бы страшной и жестокой она не была. И с этой правдой его знакомит лидер человеческого сопротивления Бич (роль исполняет Морган Фриман), он же помогает Джеку вернуть воспоминания. Из всех клонов, как один похожих на Джека Харпера, Бич выбрал техника 49, потому что однажды увидел его читающим сборник стихов посреди развалин, потому что увидел, как техник 49 спас девушку от дрона. Бич предлагает Джеку выполнить последнюю свою задачу перед человечеством – спасти его, уничтожив Тет. Джек соглашается и самоотверженно погибает со словами из «Песни Древнего Рима. Гораций»
«И смерти нет почётней той,
что ты принять готов
За кости пращуров своих,
за храм своих богов…»
Кстати, главный герой песни Гораций ведёт бой с огромной армией не один, с ним два товарища, которые погибают. Мост разрушают римляне, чтобы этруски, следующие за ними, не смогли перейти его. Когда Гораций видит, что мост разрушен, и враги не смогут перейти его, он бросается в реку Тибр и доплывает до берега Рима. Таким образом, Гораций не погибает в конце, а чудом спасается.
Здесь прослеживается некоторая параллель и с чудесным спасением Джека, который и умирает, и возвращается к Юлии, пусть это и не техник 49, а техник 52. Если рассматривать пересечение реки и выход на берег Горация как символическую смерть и возрождение, то параллели становятся еще более очевидными.
Наркотики:
Отсутствует.
Секс: Есть сцена эротического содержания, но без пошлости, без демонстрации интимных частей тела.
Насилие: Есть сцены перестрелок, убийств.
Мораль: «Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает свободным от оков…» Правду бывает больно принять, но только она может обеспечить счастливое будущее.