Вообще-то диалектика одна, но начинать разсказ про разницу понимания надо с провозглашения того, что под одним термином «диалектика» скрываются два разных представления, одно из которых диалектикой не является.
Суть в том, что термин «диалектика», возможно и был до Сократа, но диалектика как искусство познания истины путём постановки наводящих вопросов и ответов на них — ввёл он. Дальше были разные бородатые философы и уже Аристотель провозгласил родоначальником диалектики Зенона Элейского. Это и показывает, что Аристотель под термином «диалектика» имел в виду то, что в последующем выразилось в три так называемых закона диалектики, где первый из них показывает самое главное: борьба противоположностей.
Наследники этого хода мысли имеют образ двух противоположностей, противоположность которых во взаимодействии друг с другом (враг с врагом в данном случае) порождает борьбу. То есть представление о диалектике, как о взаимоизключении ДВУХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ здесь и сейчас.
Сократ же объяснял диалектику, как череду перетекания одного в другое, как два ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЭТАПА ОДНОГО ПРОЦЕССА — процесса познания: вопрос-ответ, загадка-отгадка, вдох-выдох.
Борьба противоположностей же диалектикой не является даже с точки зрения истории термина, потому что диа-лектика в переводе означает раз-мышление и раз-говор, что является единым процессом последовательной смены мыслей, идей и мнений, а не единым процессом борьбы взаимоизключений.
В любом случае диалектика Сократа даёт возможность понять то, что диалектика диалетике рознь, что есть разные представления и не просто разные, а то, какое и как работает и к чему приводит. Диалектика же бородатой философии не позволяет бородатым философам достичь понимания, что есть другое представление о диалектике и перед ними его носитель. Отсюда и отсутствие взаимопонимания.