Фильм «Запределье» снят режиссёром Тарсемом Сингхом, американцем индийского происхождения. Этот талантливый мастер визуальных образов известен своим уникальным стилем кинопостановки. Автор в своих работах объединяет разные культуры, этнические мотивы, формируя из них особую живописную картинку, настолько красочную, что эти образы невозможно забыть. Одни из последних фильмов Тарсема Сингха – это «Белоснежка и месть гномов», «Бессмертные: война богов», «Клетка». Но не один из них не обладает той глубиной и трогательной привлекательностью, как «Запределье». Этот фильм имеет все черты авторского шедевра и достоин того, чтобы его пересматривали не один раз.
Сюжет разворачивается в провинциальной больнице в начале ХХ века, скорее всего, где-то в Америке. Главный герой – талантливый актёр-каскадёр, желая произвести впечатление на любимую, прыгает на лошади с железнодорожного моста, в результате чего получает серьёзную травму и оказывается на больничной койке. Герой на грани отчаяния и после того, как любимая девушка бросает его, готовится свести счёты с жизнью. Но случай сводит его с маленькой девочкой по имени Александрия.
Симпатизируя ей, и одновременно размышляя, как использовать её для своих суицидальных планов, бывший каскадёр начинает рассказывать ей историю. Рассказ ярко оживает в сознании ребёнка, где выдуманный герой в окружении верных друзей спешит освободить любимую из лап злодея. Но сюжет этой выдуманной истории становится особым способом общения между зрелым мужчиной и девочкой. По мере развития сюжета сказка становится важной как для ребенка, так и для взрослого. Они оба одинаково остро переживают её: девочка в силу богатого воображения, а мужчина через метафоры связывает себя с персонажем истории. Каждый из них вкладывает в рассказ трагедию своей жизни, которая делает их ближе друг другу.
Более точный перевод оригинального названия фильма «the Fall» – «Падение». Образ падения в этом фильме обыгран в разных метафорических формах. Оба героя попадают в больницу в результате падения: мужчина упал с железнодорожного моста, а девочка – когда собирала апельсины в саду. Далее идёт ментальное падение каскадёра, он постепенно впадает в безысходность, ищет возможность наложить на себя руки.
Многим фильм может показаться близким, если в своем детстве доводилось давать волю фантазии и придумывать похожие истории – героические, связанные с совершением подвигов и спасением невинных из рук злодеев. К тому же кому как ни взрослому человеку сегодняшней современности могут быть знакомы уныние, апатия, связанные с отсутствием в жизни места для всего того доброго и вдохновляющего, что есть в сказочных детских историях. В этом смысле фильм способен как раз дать это самое ощущение внутреннего подъёма и веры в то, что чудесное есть – и оно рядом с нами, вокруг нас.
Насилие: Присутствует, в той части, где история практически перестает быть просто детской сказкой. Гибель друзей главного героя.
Секс: Отсутствует.
Наркотики: Отсутствуют, хотя слово «наркоман» в фильме звучит.
Мораль: Фильм очень многогранен. Здесь и борьба «маленького мужчины» с суровыми обстоятельствами жизни, и нежность детской души, впитывающей все образы и все мысли, как губка. Но самое главное, это пример того, как в сложной ситуации бывает полезно посмотреть на себя со стороны, переосмыслить то, что раньше казалось привычным. Иногда поддержка может прийти совершенно с неожиданной стороны, вселив веру в жизнь и светлое будущее. Поэтому с любовью и ребёнком в душе нужно творить прекрасное и не бояться получать шишки при падениях, ведь за любым падением обязательно последует подъём.