Экранизация замечательного советского писателя Валентина Распутина никого не сможет оставить равнодушным. Возрастных ограничений у этой картины нет, поэтому рекомендовать её можно и взрослым и детям. У детей картина вызовет огромный интерес, потому что главным героем является мальчишка-школьник, который в послевоенное время поехал в город, чтобы продолжать учёбу в средней школе (в родной деревне героя школа была лишь начальная).
Володя, так зовут главного героя, останавливается у тётки, которая живёт сама с детьми.Так как сюжет развивается в послевоенные годы, в фильме показаны голод, послевоенная разруха и нищета: мама главному герою привозит лишь мешок картофеля на неделю.
Вскоре мальчик заболевает малокровием, и врач рекомендует ему каждый день пить молоко. Мама не может привозить сыну молоко, и он начинает играть на деньги с дворовыми пацанами… Играя лучше всех, Володя всегда останавливается, как только выигрывает один рубль, как-раз на один стакан молока на рынке. В один из моментов такая позиция главного героя служит поводом для конфликта и драки, после которой он приходит в школу с синяками.
В школе молодая учительница французского оставляет его после уроков, чтобы выяснить причину столь неприглядного внешнего вида мальчика, но он отказывается рассказывать о произошедшем.
Тем не менее, учительница проявляет интерес к Володе и начинает заниматься с ним французским языком после уроков. Постепенно она узнаёт о трудном положении ученика, о том, что он голодает и не может себе позволить даже необходимое ему молоко. Пытаясь помочь, она приглашает его в гости и зовёт к столу покушать супа «за компанию». Она наливает ему стакан молока, но мальчик отказывается от всего этого: «Нет-нет, не надо. Не нужно меня кормить». И уходит.
Другие попытки помочь мальчику, накормить его остаются также тщетными. Тогда молодая учительница придумывает игру на деньги и нарочно поддаётся, чтобы её ученик смог пить молоко на «выигранные» деньги. Володя с неохотой соглашается. Таким образом учительнице какое-то время удаётся «проигрывать» мальчику, тем самым просто помогая ему. Хоть и хитрый, но благородный поступок.
… Однажды учительницу и ученика за игрой в «азартные игры» застаёт директор школы и, не разобравшись в ситуации, увольняет свою подопечную. Она уезжает к себе на Кубань… Спустя какое-то время герою в школу приходит посылка с макаронами с Кубани…
Фильм воспитывает чувство сострадания, прививает зрителю желание помогать ближнему, сочувствие, бескорыстие и доброту. Фильм учит преподавателей видеть жизненные проблемы своих учеников и помогать им. Поведение главного героя может служить примером для многих современных молодых людей быть достойными: не будь нахлебником, не бери у людей помощи просто так, старайся сам заработать, сделать что-то хорошее.
В картине затронута такая сторона нашей жизни, как азартные игры. Тем не менее, поведение главных героев демонстрирует, что искренние и добрые намерения позволяют даже негативные явления использовать во благо.
Насилие: Отсутствует.
Секс: Отсутствует.
Наркотики: Отсутствуют.
Мораль: Великое человеческое чувство сострадания и желание помочь, простая человеческая доброта, бескорыстная помощь, солидарность являются главными человеческими качествами и дарят людям счастье, уверенность в завтрашнем дне. Показан образ настоящей Учительницы, которая увлечена не только своей жизнью, зарплатой, но также и жизнью своих учеников.