Оставаясь в стороне в своём мире, он оказался в эпицентре глобальных событий на другой планете. Джон Картер с Земли, суженый принцессы Марса. Что полезного можно почерпнуть в этой простой диснеевской экранизации?!
Лично я не очень люблю фильмы, где в названии фигурируют имена собственные, такие как «Джон Уик», «Джонни Д», «Бенджамин Баттон», «Уолтер Митти» и т.д. В моём понимании, обилие таких названий говорит либо о плохом воображении автора, либо об интеграции чужих имён в глобальное самосознание. Ведь даже с рыночной точки зрения фильм «Джон Картер» выгоднее было назвать в близком для первоисточника виде – «Принцесса Марса».
Почему именно «Принцесса Марса»?! Потому что в 1912 году Эдгар Берроуз, автор знаменитого «Тарзана», издал роман именно с этим названием. Несколько раз книгу экранизировали, и «Джон Картер» является последней версией экранизации.
С самого начала фильм постепенно знакомит нас с главным героем. Джон Картер – убеждённый дезертир: в то время как бравые кавалеристы захватывают северо-американский материк, он занят поисками сокровищ. Полностью разочарованный в каких-либо идеалах, он стремится просто разбогатеть и устроить свою жизнь. Индивидуализм Картера, наверное, даже понятен, учитывая то, каких целей придерживаются его бывшие соратники, освобождая земли Америки от индейцев.
В результате случайности главный герой находит таинственный артефакт, который помимо его воли переносит его на Марс. Оказывается, что на «красной планете» существует развитая цивилизация со своей многовековой историей. Истощённая долгими войнами планета стоит на грани последней разрушительной войны. За власть в этом мире борются два государства гуманоидов (внешне полностью идентичных людям существ). В стороне от конфликта остаётся третья сила, первобытно-общинная раса многоруких тарков.
По мере развития сюжета Картер пытается вернуться домой, но ему приходится включиться в политические события на Марсе и попытаться остановить истребление людей людьми. В принципе, всё это довольно банально. Однако есть несколько моментов, которые существенно обогащают концепцию фильма.
Многие далеко не глупые люди привыкли рассуждать, что все войны и конфликты возникают сами собой. Будто группа «обиженных мальчиков» решила побить группу других «обиженных мальчиков», и невзначай уничтожаются целые народы и цивилизации. Так, наверное, мыслит и наш герой, но едва он включается в участие в борьбе за Марс, как тут же сталкивается со скрытой силой. Он открывает, что всеми конфликтами на планете управляют некие Терны, могущественные существа, обречённые на бессмертие, играющие живыми существами как им заблагорассудится. Они циничны и абсолютно не верят в развитие разума у низших цивилизаций. При этом терны сами тормозят технологический прогресс в мирном ключе. Именно этим всесильным существам бросает вызов простой человек – главный герой.
Второй важный аспект – позиция главного героя на протяжении фильма. В начале сюжета мы видим типичного персонажа приключенческого фильма – это авантюрист, довольно циничный, ловкий и хитроумный. Сколько фильмов подобного толка можно найти? Десятки, причём в конце сюжета герой остаётся таким же убеждённым авантюристом, например: Джек Воробей, Индиана Джонс, главный герой из «Стражей Галактики», и этот список можно продолжать и продолжать.
Однако Джон Картер не тот случай. Почти сразу мы узнаём, что причиной внутренней отрешённости явилась личная трагедия, пережитая не так давно. Но имеющий развитое чувство справедливости Джон Картер своими поступками начинает проявлять себя иначе, чем на Земле. С одной стороны, к действиям его побуждает влюблённость в принцессу Дею Торес, с другой – открытие, что несчастными людьми манипулируют высокомерные подлецы, пускай и обладающие сверхъестественными силами.
Дальнейшие действия Картера характеризуют его как настоящего пассионария, того, кто может вдохновлять и объединять целые народы во имя всеобщего блага. И в конце фильма мы видим целеустремлённого сильного мужчину, способного обхитрить даже кукловодов-полубогов. Разве похож он на того изначального бесхребетного авантюриста?!
Помимо этого в фильме красочно прорисованы не менее поучительные образы: безотчётность марионеточных тиранов; наука как продолжение природы (применение особых свойств солнечных лучей); урбанизация – как истощение ресурсов планеты (на примере самодвижущегося города Заданги); единство глобальных целей, несмотря на расовые различия и традиции (на примере многоруких тарков, вмешавшихся в урегулирование военного конфликта). И вот под простой оболочкой, оказывается, скрыто множество полезных для думающего человека смыслов.
Насилие: Присутствует в большом количестве. Крови практически нет, на Марсе все существа имеют синюю кровь, довольно распространенное решение для фильмов с подростковой аудиторией.
Секс: Отсутствует, хотя наряды принцессы Марса иногда довольно откровенны.
Наркотики: Есть одна сцена, в которой отрицательные персонажи употребляют алкоголь.
Мораль: В яркой оболочке фильма подаётся привлекательный образ героя. Обладая особыми качествами на Марсе, главный герой, даже вернувшись в свой мир, умудряется обхитрить всесильных противников. Он готов заступиться за любимую и примирить между собой целые народы ради общего блага. Я считаю, что главный герой является положительным примером для подрастающей молодёжи и способен вдохновить на подвиги даже зрелых мужчин, впавших в уныние.