Как красному Китаю обрести связь с Небом
У китайцев есть поговорка: «Свои цветы как бы красиво не цвели, а запах всегда милее чужой» (Цян нэй кай хуа, цян вай сян). Смысл тот же, что и у русских: «В своем Отечестве пророка нет».
Такова психология. А потому дерзнем дать стратегическую оценку тому, как концептуальным властям из ЦК КПК решить сложную задачу соединения к 2019 году Китайской мечты с Духом Китая.
Китайская история – это циклы перемен, а вовсе не прямая линия прогресса и модерна. Вот и концептуальные власти КНР, подняв в 2012г. лозунг «Великой Китайской Мечты» возрождения величия срединного государства желтых людей (иероглифы: чжун, ся, хуа, хань) в качестве образа победы взяли за образец пример «образцового императора» Тай-цзуна (627-650гг.) династии Тан (смысл имени: величественная, цвет коричневый). Ибо Тай-цзун «грозной военной силой подавил беспорядки; просвещением и добродетелью достиг Великого Благоденствия» (Тайпин). То есть: достижение «Тайпин» и есть имя Великой Китайской Мечты.
В китайской традиции осуществление китайской мечты идет в два этапа. Первый этап имеет имя «сяокан» (в переводе: малое процветание). Этот этап следует после подавления длительного внутриполитического хаоса (хуньлуань) силой и характеризуется ростом материального благосостояний народа. При этом учение Конфуция признает, что упор на материальные аспекты жизни в период «сяокан» разрывает связь с Великим Дао (Путем Неба).
В современной истории Китая хаос гражданской войны подавил силой основатель Народной Республики (красной династии «Гун») Мао Цзэдун. А период «малого процветания» начал архитектор реформ и открытости КНР Дэн Сяопин. Срок завершения – 2019г.
Второй этап осуществления мечты великоханьского величия имеет имя «датун» (в переводе: великое единение). Великое единение власти и народа, центра и окраин по горизонтали предусматривает и восстановление утраченной в период «сяокан» вертикальной связи между человеком на земле и Небом (Великим Дао Закона Мироздания). Поэтому концептуальные власти КНР вслед за лозунгом Китайской Мечты подняли лозунг Духа Китая.
И если с мечтой всё более или менее понятно, то, на вопрос: что такое Дух Китая в современных условиях, пока четкого ответа нет.
В циклах перемен китайской истории предыдущий период великого единения был связан с попыткой обрести Дух Китая (а это невыразимое словами чувство справедливости и гармонии мира) в опоре на христианскую доктрину Рима (Ватикана). Эта попытка приобрела форму крестьянской войны и образования Небесного государства Великого Благоденствия (Тайпин тяньго): 1850-1864гг.
Новая власть была названа «царством небесным» (тяньго) великого спокойствия-благоденствия (тайпин). Вождь восстания тайпинов сельский учитель Хун Сюцюань воспринял занесенный в Китай (параллельно с опиумом) римско-католический вариант учения о Боге, который послал своего сына Иисуса в мир, чтобы победить демонов. А крестьяне по-своему поняли проповеди Хун Сюцюаня, который назвал себя «братом Иисуса». Они ждали от него спасения от своей тяжелой жизни уже на земле, через всеобщее равенство и братство. Хун Сюцюань был провозглашен «тянь ваном» (царем небесным) на земле. А политический и военный вождь царства Ян Сюйцин присвоил себе титул «духа святого», «утешителя». Что для народа стало альтернативой титулу императора, как «Сына неба».
Революционной столицей Китая стал Нанкин (Южная столица). В противовес реакционному Пекину - Северной столице ненавистных поработителей маньчжуров - тайпины переименовали Нанкин в Тянькин – «небесную столицу». Большую роль в борьбе с властью маньчжур сыграли тайные братства «Триады» (Общество Неба, земли и человека). В то время существовала поговорка: «Если сойдутся даже три китайца, значит «Триада» среди них». Сравни со словами Иисуса: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Что же касается жрецов Будды и культа даосов, то позиция тайпинов была предельно жесткой: «Они должны быть все истреблены, а монастыри их уничтожены».
Однако «Царство небесное» на земле, которое крестьянам представлялось как патриархальная коммуна, предали иностранцы-христиане, «братья из-за моря», вступившие в сговор с проклятыми маньчжурами и китайскими мандаринами-контрреволюционерами.
Главная же причина того, что государство тайпинов переродилось и пало, в соответствии с конфуцианским каноном, состояла в том, что власть у тайпинов так и не получила «Мандат Неба». Ибо присвоение самим себе имен «небесный» (формальные самосвяты) не означает установление связи с Волей Неба по существу. То есть: власть в Небесном государстве великого благоденствия не смогла «мудростью внутри и царственностью во вне» (ней шэн, вай ван) стяжать Дух Китая. Приобрести мистическую опору Воли Неба.
С позиции мистики этого и не могло быть. Ибо католичество (тяньчжуцзяо) в XI веке добавив в догмат о Троице (сань вэй и ти) исхождение Святого Духа (шэн лин) не только от Бога-Отца (шэн фу), но от Отца «и Сына» (filioque) тем самым отказалось от Духа Истины, как самостоятельного лица Троичного Неба. Ну и вождь тайпинов, даже и назвав себя «братом Иисуса» (Бога-Сына: шэн цзы) не мог стяжать то, что подобно ветру «дышит, где хочет».
Период иностранных интервенций, поражения в опиумных войнах, хаоса революции и гражданских войн вплоть до образования КНР в 1949г. китайская историография называет: «столетие позора».
В современном Китае в ходе строительства «сяокан» (малого, сугубо материального процветания). Идя по пути демократизации, рыночных реформ и открытости внешнему миру, концептуальные власти КНР опирались на Дух капитализма, присущий англо-американскому протестантизму (синьцзяо). Носителем этого Духа выступает протестантская этика (даодэ), в основе которой лежит добросовестный труд. «Тяга сердца» много и честно трудится, объединяет этику христиан-протестантов и конфуцианскую этику. В этом добровольном желании человека много трудиться заложена присущая капитализму высокая производительность труда. Однако на современном Западе протестантскую этику вытеснила этика либерализма. Суть: ставка на права человека; предпочтение своих личных интересов интересам семьи, рода, общества (эгоизм); тяга к наслаждениям, комфорту, развлечениям, показной роскоши. Этика либерализма опирается на привнесенную финансовым капиталом возможность получения «скорых и легких денег» от спекуляции на %% за кредит или от курсовой разницы в сделках купли-продажи.
Дурман «легких денег», расслабляющий волю людей много и честно трудиться в материальном производстве, можно назвать «новым опиумом для народа». По ходу китайских «реформ и открытости» (кайфан гайге) вирус либерализма дурманом нового опиума для народа разложил не только пролетарскую этику левых, но и конфуцианскую этику китайских правых. То есть: достижение «малого процветания» народа далось Срединному государству желтых людей ценой морального упадка и утраты Духа Китая.
Теперь же в обстановке мирового кризиса индустриального общества, упершегося в пределы роста, перед руководством КНР во главе с Си Цзиньпином, впервые со времени Мао Цзэдуна, в связи с грядущим переходом страны в период «датун» встала задача подтвердить перед народом Мандат Неба. При этом нельзя предать красную идею революционеров старшего поколения, нельзя разорвать связи с мировым рынком; нужно остаться на курсе построения социализма с китайской спецификой и необходимо реализовать Китайскую Мечту Великого Благоденствия (Тайпин).
Помочь властям и народу решить эти грандиозные задачи и должен проснувшийся Дух Китая. Вопрос лишь в том: «Где взять прививку духовной связи с небом (сакральности), чтобы наложить её на материальную основу обретенной Китаем совокупной мощи»?
Ответ очевиден: его можно различить в согласии Председателя КНР Си Цзиньпина принять Патриарха Московского Кирилла как официальное духовное лицо – главу Русской Православной Церкви.
Встреча состоялась в Доме народных собраний в Пекине 10.05.13г.
Беспрецедентность встречи, а такого, чтобы император Китая принимал главу иностранной религиозной конфессии, никогда не было, имеет высокое символическое значение. Дело тут в том, что вероисповедание Русской Церкви на китайском языке называется Восточное правильное учение (дунчжэнцзяо). А в циклах перемен, занятый Китаем «Центр поднебесья» на пике подъема совокупной мощи одолевает Север (доктрина 1993 года: «Три Севера, четыре моря»). Тогда как в следующем цикле одоления Восток одолевает Центр. И так на витках перемен (чжоу и) было всегда. Самыми заметными периодами такого одоления была Великая Империя Чингисхана, когда императором Юань стал Великий хан Хубилай, и Социалистический лагерь Вождя всех времен и народов Сталина.
То, что Китай своей совокупной мощью и «мягкой силой» на наших глазах уже одолевает «Три Севера»: Североамериканские Соединенные Штаты (до 1931г. САСШ); Североатлантический Альянс (НАТО) и Север Евразии (Россия за Уралом) – вполне очевидно. Но ясно и то, что Свет с Востока (восточное правильное учение бескорыстного служения во славу Неба и Отечества и стяжания не материальных благ, но правды от Духа Истины) после 2019г. по Закону Перемен непременно развеет дурман либерализма стран заката и грез легких денег «нового опиума для народа».
Таким образом, главный вопрос концептуальных властей КНР на ближайшую перспективу – это вопрос: «А что без потери лица следует делать в части укоренения Восточного правильного учения, как прививки обществу «сяокан» духовной связи с Небом»?
Вполне очевидно, что базовые нравственные ценности жизни, проповедуемые Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и системой пропаганды ЦК КПК – схожи и играют важную роль в построении гармоничного и солидарного общества. Однако очевидно и то, что восстановление в Китае формальной иерархии священников (чиноначалия) Китайской Автономной Православной Церкви вряд ли даст мощный импульс к возгоранию Духа Китая.
А вот православие НЕСТЯЖАНИЯ материальных благ, где во главе Церкви не Патриарх Кирилл, а сам Иисус Христос Есу Цзиду. И где церковь, это не клир (священники), но мир (народ). В форме старцев (не связанных с возрастом и чином опытных духовных наставников в монастырях) эту прививку от культа золота, наживы, формального успеха китайцам ДАТЬ МОЖЕТ. И этой прививки жертвенности, служения правде, бескорыстия и скромного образа жизни от Русского старчества будет ДОСТАТОЧНО для верного вектора Духа Китая, о котором говорит новое руководство КНР.
Что же для этой верной прививки связи с Небом нужно сделать?
Практика показывает, что Дух нестяжания материальных благ восточного правильного учения, что наставляет людей на всякую истину, учит добру и не терпит лжи, вольно дышит в монастырях (сыюань). Где монахи (хэшан) живут по уставу в равенстве и братстве, а игумен (чжусы) выбирается братьями по личным и деловым качествам. И именно в отгороженных от повседневной суеты монастырях молитвы (цидао) и труд монахов подвигом служения успешно открывают канал духовной связи (окно) в Небо.
Поэтому китайские концептуальные власти должны сами подобрать недалеко от столицы – Пекина сакральное место с источником и красивой природой (шань шуй), где в традиционном стиле построить монастырь восточного правильного учения с китайской спецификой. Ну а пострижение китайских насельников монастыря в монахи и поставление в монастырь старца-духовного наставника может сделать Русская Православная Церковь. Так концептуальные власти КНР обретут место приложения вектора силы для Духа Китая. И решат проблему одухотворения Великой Китайской Мечты (Тайпин). Ведь китайская гармония мира (хэсие) – это и есть христианская любовь, где Дух мирен (не агрессивен).
Согласование вопросов стратегического взаимодействия РФ и КНР по духовным вопросам более успешно пойдет по каналам «народной дипломатии» в обход официальной бюрократии. А когда вопросы будут согласованы, официальные светские и духовные власти КНР и РФ легко утвердят проект высоко духовного уровня и особого качества родственных связей наших стран и народов не западных цивилизаций. Начало процессу было положено приездом Патриарха Кирилла в Пекин, который Си Цзиньпин оценил как «большое историческое событие в двусторонних отношениях России и Китая». Продолжение процесса теперь находиться в руках доброй воли концептуальных властей КНР.