Европейцы взаимодействующих экономических субъектов называют партнерами.
У китайцев иначе. Экономикой в Китае, как известно, занимается Генеральный штаб НОАК.
Ведя переговоры с экономическим контрагентом, китаец откровенно называет его противником. Про себя, разумеется. Чтоб не спугнуть. Чтоб раньше времени не переполошился. Чтоб не сбежал.
Улыбается при этом широко и кланяется низко. Чтоб бдительность усыпить. Скрытность намерений и внезапность действий — важнейшие условия победы.
Обман на войне — «святое» дело. На войне обман — не обман, а «военная хитрость». Чем откровеннее военачальник «надул» противника, тем больше ему наград, уважения и почестей.
Партнера по бизнесу обманывать нельзя — противника в бою обмануть необходимо.
Война в китайском понимании — путь бесконечной хитрости. Начало обманам может быть, а вот окончания не предусмотрено. Покуда ведутся военные действия, противника надо держать в заблуждении. Перманентно.
Всех своих экономических контрагентов Китай считает врагами. Экономическое взаимодействие для него — род боевых действий. Обман при этом будет иметь место всегда и при любом раскладе.
За доказательствами далеко ходить не надо. Достаточно хотя бы вспомнить историю российско-китайского военного сотрудничества. Не было, по-моему, ни одной сделки, где китайцы не пытались «облапошить» своих российских «друзей». В мире все вообще настолько привыкли к китайскому копирайту, что уже перестали возмущаться.
Если китайцы могут что-то украсть — украдут обязательно; если могут обмануть — обманут (если не могут — ... обманут все равно). К совести апеллировать при этом бесполезно — такое понятие в китайском языке отсутствует.
Россия для Китая экономический партнер, а значит противник. Против которого и за счет, которого он ведет боевые действия. Применяя при этом путь бесконечной хитрости.
Возможно ли при таких условиях образование клятвенного союза между народами России и Китаем?
Здравый смысл подсказывает, что нет. По крайней мере, в существующей реальности.
Существует ли гипотетическая возможность, при которой в принципе стал бы осуществим подобный союз?
На мой взгляд, это могло бы быть в двух случаях.
1. Китайское общество резко меняет менталитет, обретает понятие «совесть» и перестает воспринимать экономических партнеров военным противником.
2. Китайское общество возглавляет вождь с непререкаемым авторитетом, на слово которого можно твердо опереться в международных отношениях.
Можно ли себе представить, что древняя китайская цивилизация в одночасье поменяет свой менталитет?
Здравый смысл такую возможность отрицает. Единственный (теоретический) вариант — это тот, что китайцы (согласно пророчествам Святых отцов) массово примут Православие.
Можно ли себе представить, что китайское общество возглавит вождь с непререкаемым международным авторитетом?
В это поверить легче. Но, в таком случае, это должна быть личность масштаба Сталина или Фиделя Кастро. Чингисхан, короче.
Намерений Китая принять Православие не замечено. Соответственно «ребром» встает вопрос:
«Похож ли Си Цзинь Пинь на Чингисхана?»