А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?
В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.
Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.
Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.
Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.
Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.
В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.
В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.
Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.