Сегодня поступление в ВУЗ считается естественным продолжением школьной ступени образования. С каждым годом всё меньшее количество выпускников желают продолжать своё обучение в средне-специальных учреждениях. Наличие диплома для многих людей стало негласной гарантией успешной карьеры. Однако в советское время высшее образование имело несколько другой статус.
С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме. И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения. Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.
Но эта реформа не вызвала должного ажиотажа среди школьников и их родителей. Высшее образование, конечно, давало некоторые привилегии, но отнюдь не всегда гарантировало высокую зарплату и социальные льготы. Квалифицированный рабочий мог получать гораздо большую заработную плату, нежели инженер, окончивший ВУЗ. Молодежь стремилась скорее стать материально независимой и поэтому спешила присоединиться к рабочему классу.
Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.
Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.
Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.
Существовали и другие достоинства:
ВУЗ покидали специалисты, которые высоко ценились на производстве.
Минусом советской системы высшего образования можно назвать тот факт, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жесткими рамками идеологии. Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов). Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовки специалистов в некоторых нетехнических сферах.
Современная система высшего образования начала с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования. Этот шаг был необходим для того, чтобы российские студенты смогли получать практику и бесценный опыт обучения за границей. Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.
К 2010 году были установлены следующие уровни обучения:
С каждым годом количество специальностей, получаемых в формате обучения «специалист» - сокращается. Бакалавриат становится основной формой прохождения первой ступени высшего образования. Стоит отметить, что многие работодатели до сих пор рассматривают бакалавров как на людей с неоконченным высшим образованием, именно поэтому студенты очень стараются поступить именно на «специалистов». Однако за границей формата «специалист» никогда не было и нет, и из-за этого происходят некоторые трудности в определении квалификации работника по иностранной системе.
Плюсы современной системы высшего образования:
Что касается общего уровня образования в современной России, оно, по словам бывшего Министра образования Дмитрия Ливанова, оставляет желать лучшего, несмотря на увеличение финансирования. И дело не только в устаревшей системе преподавания, которая прочно закрепилась в ВУЗах…
В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Хотя лекционная система и сохранилась, но преподаватель теперь выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего самостоятельную работу студентов.
К сожалению, в школе не развита система, которая бы стимулировала школьников заниматься самообразованием и организацией собственного времени. Получается, выходя из школы, студент попадает в абсолютно незнакомую среду, к которой он не был приспособлен. Между двумя ступенями получения школьного и высшего образования – большая пропасть, которую восполнить на данный момент в состоянии только родители. Школьник, привыкший, что рамки учебного процесса задает учитель, оказывается в ситуации, где знания нужно добывать самостоятельно.
Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь (Л.А. Арцимович).
Частой проблемой современных студентов становится неосознанный выбор профессии. Из-за того, что в школах пока еще не уделяют должного времени профориентации, в старших классах возникают серьёзные трудности с самоопределением. В последствии от студентов можно услышать жалобы, что преподаватель скучно преподносит информацию, не умеет заинтересовать. Однако проблема заключается не только в преподавателе, но и в отсутствии рационального выбора школьником будущей профессии.
В том случае, если профориентационный выбор был сделан сознательно, выпускник школы с интересом идет на занятия в институт, самостоятельно восполняет те пробелы в знаниях, которые не смог восполнить преподаватель. Студент осознает: он ответственен за свой выбор, поэтому должен сделать все, чтобы стать специалистом по данному профилю.
Еще одной значимой проблемой современного высшего образования является тот факт, что низкий уровень студенческих стипендий заставляет многих молодых людей искать подработки, которые чаще всего становятся помехой учебному процессу.
Стипендии выплачиваются студентам, окончившим семестр без троек. Виды стипендий:
И конечно, существенный минус современной системы высшего образования заключается в том, что в последние несколько лет существует тенденция к сокращению бюджетных мест, особенно это касается гуманитарных специальностей. В то время как стоимость обучения за семестр неизменно повышается. Учитывая скромность доходов населения, доступность высшего образования по желаемой профессии ставится под вопрос.
Дорогие читатели, а как вы относитесь к советской и современной системам высшего образования? Могут ли они составить друг другу конкуренцию? Хотели бы вы вернуть советскую систему образования?
Статья не может быть закончена без вашего участия!