Вступление
Возможно, многие, увидев заголовок статьи, скажут: «Какие-то пошлые, глупые комедии. Зачем об этом писать?» Действительно, хорошему данные фильмы точно научить не могут. Но дело в том, что многие люди смотрят их, чтобы расслабиться, не напрягать мозг, считая подобные творения чистым развлечением без каких-либо целей и смыслов. Постараемся показать, что это не совсем так. Вернее, совсем не так.
На примере двух, казалось бы, безобидных комедий можно увидеть некоторые нелицеприятные вещи: высмеивание культурности, интеллигентности, образованности. Наряду с этим пропагандируются пошлость, грубость, хамство, праздный образ жизни, глупость. Эти «ценности» продвигаются в массы через совершенно конкретные методы пропаганды. Так, в описываемых ниже фильмах они привязываются к успеху, представляются как неотъемлемая его часть.
Естественно, поскольку рассматриваемые фильмы относятся к жанру комедии, то юмор, построенный вокруг определённых смысловых конструкций, также можно расценивать как один из способов создания позитивного отношения к продвигаемым явлениям. Ниже постараемся показать всю изюминку таких фильмов с точки зрения формирования стереотипов и шаблонов, привязанных к образу успешного, состоявшегося, да и просто взрослого человека.
У Стефани уже давно есть парень, но почему-то её родители узнают об этом только через год. Почему так долго девушка боялась рассказать о нём? Дело в том, что её парень – довольно эксцентричный молодой человек, и для её интеллигентных родителей это явно не тот жених, которого они желают своей дочери. Кроме того, после встречи с Лэйардом Стефани решает круто изменить свою жизнь: бросает колледж, переезжает к нему и готовится стать президентом его благотворительного фонда.
Лэйард и Стефани приглашают её родителей погостить. У каждого из них свои надежды и планы на эту встречу: Стефани хочет познакомить родителей со своим избранником, Лэйард хочет получить благословение отца на брак.
Каким вы себе представляете человека, у которого огромнейший дом с панорамными окнами, бассейном, личным шеф-поваром, большой приусадебной территорией и т.д.? Наверное, это серьёзный, состоятельный, очень деятельный, умный, грамотный бизнесмен? Увы, совсем не обязательно.
Знакомьтесь, Лэйард! Лэйард является разработчиком приложений для различных платформ: Appstore, GooglePlayMarket. Точнее, он разрабатывает не приложения, а игры. Собственно, именно благодаря этой деятельности он так богат. При этом фактически не имеет никакого образования, хотя уже с подросткового возраста работает программистом. Отца своего он не знает. Свою мать он сам назвал стервой и, по всей видимости, ненавидит её.
С первых же минут знакомства с Лэйардом ощущается нехватка воспитания. Он легко позволяет себе выражаться, говорить какие-то гадости и пошлости при родителях своей девушки, которых видит впервые в жизни. Только представьте, что жених вашей дочери рассказывает вам за обеденным столом интимные подробности жизни с нею! Вероятно, потому что он так богат, окружающие привыкли к такому его поведению, привыкли терпеть его выходки. Но с самого начала непонятно, почему столь интеллигентные и воспитанные родители Стефани терпят всё это?
Для чего же такому «свободному» молодому человеку, лишенному всяких комплексов, необходимо благословение отца, прежде чем попросить руки дочери? Скорее всего, это ещё один приём, чтобы столь «эксцентричного» (читай – вульгарного и пошлого) парня сделать ещё и порядочным.
Однако с трудом верится, что парень, для которого жизнь – вечный праздник, и мысли постоянно стекаются в область мужского достоинства, может быть порядочным. В жизни почему-то таких примеров не встретишь.
Отец Стефани, Нэд Флеминг, является руководителем своей собственной фирмы, которая занимается издательским бизнесом. Он – достаточно серьёзный и ответственный человек. Однако для его фирмы настают не лучшие времена. Дело в том, что Интернет и электронные СМИ потихоньку вытесняют печатное издательство. Из года в год этот рынок неизбежно становится меньше. Фирма Нэда Флеминга находится на грани банкротства.
И в фильме почему-то все эти неудачи Нэда привязываются к его «непродвинутости». При этом под несовременностью взглядов Нэда подразумеваются его нравы: он не ругается матом, не делает себе татуировок, не позволяет себе пошлостей. И именно в этом причина его падения. Он, словно ископаемое из прошлого, неизбежно отстал от жизни.
Интересный момент состоит в том, что Нэд – единственный, кто до последнего сопротивляется растлевающему влиянию Лэя. На сторону безбашенного программиста очень быстро переметнулись его сын и жена, не говоря уже о дочери. В конечном итоге родные ему люди начинают смотреть на него как на законченного ханжу, которому срочно необходимо менять свои взгляды на нормы поведения, общения и ведения дел.
Персонаж отца важен, так как именно его по сценарию картины будут переубеждать, что Лэй с его выходками – нормальный парень, и за всей этой внешней пошлостью, озабоченностью скрывается хороший юноша и ухажёр для дочери Нэда.
Однако самым важным персонажем в этой истории является Скотти Флеминг – сын Нэда – потому что именно он выступает в роли проводника смыслов для молодёжи.
Скотти, будучи лишённым «предрассудков» отца, увидев, как живёт Лэйард, сразу же поддаётся влиянию программиста-миллионера. Из примерного, воспитанного, начитанного мальчика он постепенно превращается в пародию на Лэя. Он начинает так же неопрятно одеваться, использовать ненормативную лексику, так же проводить время. И, вроде как, кажется, что делает он всё правильно. Он же хочет быть богатым, иметь такой же огромный дом, такую же кучу денег – значит, должен делать так же, как Лэйард.
Таким образом, в молодые головы закладываются совершенно чёткие установки: не нужно заморачиваться, учиться, читать книги, надо просто быть безбашенным, совершать необычные поступки, ругаться матом, побольше думать о сексе, разукрашивать своё тело татуировками, и тогда ты будешь заметным, будешь выделяться из толпы, а это уже начало пути к успеху. По крайней мере, подобные вещи – точно не помеха.
А ведь на самом деле – помеха. И чтобы действительно чего-то добиться, необходимо много работать. Почитайте биографии известных миллионеров, особенно из IT-сферы. Вряд ли вы найдёте что-нибудь типа: в школе я учился плохо, так как не любил, потом я гулял с друзьями по клубам, постоянно проводил время на всяческих вечеринках, употребляя алкоголь, табак и т.д., а затем меня озарило. Я пошёл, взял кредит в банке, открыл своё дело и через пару лет превратился в мультимиллионера.
Нет, такие истории бывают только в кино.
Каков же результат трансформации Скотти? Как и следовало ожидать, подобные метаморфозы оказывают самый позитивный эффект на его жизнь. Его начинает воспринимать всерьёз собственный отец. До сих пор он не хотел даже слушать рацпредложения своего сына по поводу бизнеса, но в какой-то момент уже сам Нэд Флеминг поручает Скотту вести переговоры, так как понимает, что сын разбирается в вопросе лучше него. Таким образом, Скотт в глазах отца становится более взрослым, а Нэд сдаётся в своих попытках поучать других, в особенности сына, так как на примере Лэя демонстрируется, что моральные принципы и устои Нэда не работают.
Жена Нэда, Бард Флеминг, тоже очень быстро поддаётся влиянию Лэя. Она устала от скучной обыденной жизни. Ей хочется романтики, страсти. Подогревает эти желания та молодёжная среда, в которой она оказалась. Алкоголь, девочки, вечеринки делают своё дело, и постепенно «бедная» жена Нэда начинает понимать всю ущербность своего положения.
Бард, конечно же, завидует своей дочери, которая ведёт беззаботную и весёлую жизнь. Поэтому она с лёгкостью готова распрощаться с этими ханжескими принципами, которые только всё усложняют, и пуститься «во все тяжкие». В этой связи она не видит в выходках Лэя ничего такого, считая его достойным женихом для своей дочери.
Относительно этого персонажа возникает всего один вопрос: «Как?» Как могла такая девушка найти себе такого вульгарного и невоспитанного парня? Они как будто с разных планет. Что могло её привлечь в парне, чьё богатство внутреннего мира описывается тремя матерными словами? Вряд ли такой молодой человек вообще будет интересен такой девушке.
Отсюда напрашивается один ответ – деньги. Если бы Лэйард был беден, при всём его поведении он никогда бы не смог завоевать сердце Стефани. Она заметила его только из-за огромного состояния.
И в этом тоже есть определённый посыл, но уже для женской части молодёжи. А какая разница, как он одет, как он разговаривает, как ведёт себя в обществе, при родителях? Главное – у него много денег, и он умеет их зарабатывать, а остальное – лишь предрассудки и условности.
Однажды Лэйард устраивает вечеринку, куда съезжается весь цвет американской IT-индустрии. Достаточно молодые люди уже владеют целыми компаниями и управляют большими деньгами. И какие, вы бы думали, у них нравы? Может, кто-то из них читает Шекспира или слушает Моцарта? Нет, ребята за столом так же пошло шутят, выражаются и отпускают непристойные колкости, как и сам Лэйард. Иными словами, он никак не выделяется в этом обществе, он не выглядит белой вороной, напротив, он полностью ему соответствует.
Стоп, постойте! Я не ошибся дверью? Это точно американский IT-эстеблишмент? Больше похоже на вечеринку в «гадюшнике» какого-нибудь неблагополучного района. К сожалению, не ошибся.
Однако такое представление элиты, конечно же, не соответствует действительности. И взрослые люди, имеющие достаточный жизненный опыт, это понимают, а вот для подростка такой образ вполне может послужить и руководством к действию. Учись отдыхать, не «париться», забей на все эти нормы морали, будь, кем хочешь, делай, что хочешь – и станешь таким же успешным, как эти ребята.
«Кадры» – ещё одна типичная американская комедия, фильм со схожими смысловыми посылами. Картина рассказывает о том, как двое друзей, оказавшись без работы, решают попробовать свои силы в IT-индустрии. Они не знают, что такое С++, flash-анимация, скрипты, они уже совсем не подходят по возрасту к такой работе, но зато герои имеют достаточный жизненный опыт.
И оказывается, что для работы в компании Google этот опыт по-настоящему бесценен, так как туда в основном устраиваются молодые люди, которые знают несколько языков программирования, могут запросто набросать рабочее приложение за пару часов, но они ничего не смыслят в жизни, в продажах, в представлении своего продукта, в организации своего досуга.
Два друга начинают передавать свой жизненный опыт подрастающему поколению. Одним из обязательных пунктов является так называемое «знакомство со взрослой жизнью». «Кадры» приводят молодёжь из своей команды в ночной клуб, где учат молодых людей употреблять спиртное и правильно вести себя с девочками лёгкого поведения.
Естественно, по замыслу сценаристов, такое времяпрепровождение должно пойти на «пользу» молодым людям. В результате такой бурной ночи парни придумывают приложение для тестирования состояния алкогольного опьянения. До этого у них вообще не было ни одной достойной идеи. Их приложение становится одним из самых популярных стартапов в компании.
Таким образом, нам в очередной раз демонстрируется, что излишняя серьёзность не дает хороших результатов, а праздный образ жизни может принести свои положительные плоды.
Естественно, подобные сюжеты в фильмах вряд ли способствуют желанию учиться. Скорее, они настраивают совершенно на другой лад. Не надо быть слишком требовательным к себе, иногда нужно просто расслабиться, отдохнуть. И, возможно, это хороший метод психической разгрузки, но только в том случае, если эта разгрузка не заканчивается в ночном клубе с бутылкой спиртного в руке. Последствиями такой психической разгрузки может стать ещё большая апатия, нежелание что-либо делать в жизни. Не говоря уже о подорванном здоровье и перспективах закончить свою жизнь в пьяном угаре.
Кроме того, негативное влияние может оказать и позиционирование такого времяпрепровождения как непременного атрибута взрослой жизни. В неокрепшие умы представителей молодого поколения, которые, подобно героям картины, ещё не имеют достаточного жизненного опыта, закладывается определённый шаблон поведения: если взрослый, то должен развлекаться и проводить свободное время вот так.
Наркотики: В обеих картинах демонстрируется нормальное отношение к выпивке. В фильме «Кадры» алкоголь в некотором роде выступает в роли двигателя успеха. Благодаря ему ребята придумывают идею для своего приложения и побеждают в очередном этапе соревнований между командами новичков в компании Google.
Секс: В фильме «Почему он» общение и юмор строятся вокруг темы секса. Постоянно звучат разные пошлости и шуточки ниже пояса. Таким образом, подобная форма общения предлагается как норма. Лэй позволяет себе выражаться и демонстрировать свою вечную озабоченность в присутствии родителей своей девушки. Не забываем, что всё это привязывается к его «неповторимому» образу неординарного и «оригинального» программиста-миллионера.
В фильме «Кадры», оказавшись в клубе, молодые люди общаются со стриптизёршами, которые устраивают приватные танцы. Всё это подаётся как часть развлечений для нормальных взрослых людей.Насилие: Присутствует в лёгкой форме, однако внимание зрителя не концентрируется на этих моментах.
Мораль
Важно отметить, что целевой аудиторией фильмов жанра комедия является молодёжь. Поэтому всё, что имеет место быть в данных картинах, нацелено на молодые головы и снимается в первую очередь для них. И не стоит думать, что именно фильмы такого содержания интересны молодым людям, просто им другого не показывают. Их лишают альтернативы. Достойных фильмов для молодёжи либо не снимают, либо не придают такой широкой огласке, как, например, «Мальчишник в Вегасе», «Мачо и ботан» или «Проект Икс. Дорвались».
Однако все эти фильмы – не просто комедии, цель которых – рассмешить зрителей. Они ещё продвигают определённые модели поведения. Жизнь – вечный праздник, веселись, дурачься, подольше сохраняй свою подростковую инфантильность, не бойся совершать глупости, «бери от жизни всё». Именно такие установки предлагаются молодым людям в качестве приоритетных. Легко поддаться их влиянию, так как они не предполагают никакой работы. Идти таким путём проще всего.
Приведут ли такие установки к достатку, успеху? Сделают ли они по-настоящему счастливыми? Помогут ли состояться в жизни? Вопросы риторические. Скорее всего, нет, так как невозможно прийти к своей мечте, если ты плавно и медленно деградируешь. Отсюда вытекают и цели тех, кто заселяет наш мир подобными смыслами. Им выгодно, чтобы мы всю жизнь оставались лишь инфантильными детьми, способными на любую глупость и пакость вместо созидания и творчества. Необходимо с детства нам привить такое количество пороков, чтобы к тому времени, как наш характер и образ мыслей будут сформированы в достаточно чёткую и законченную модель, мы уже не могли бы самостоятельно распутать этот клубок и выбраться из лабиринта наших слабостей, мешающих нам самореализоваться, тянущих нас на дно беспросветного будущего, делающих нас послушным стадом.