У братьев Гримм рассказывается великолепная сказка, как умная Эльза в день обручения спустилась в погреб за пивом. Она оттуда не возвратилась.
Пошли за ней брат, сестра, отец, мать, слуга и служанка, и все они тоже остались в погребе. Наконец, пошел и жених. В погребе он застал все общество плачущим.
На балке под крышей висела кирка, забытая плотниками. На нее-то и показала плачущая умная Эльза и сказала: — «Ах, мой дорогой Ганс, если бы мы поженились и если бы у нас был ребенок и если бы он вырос и если бы мы его послали за пивом, то ведь эта кирка, если бы она сорвалась, разбила бы ему голову и он умер бы на месте. Разве не должны мы были бы плакать»?
– «Ну и умная же у нас Эльза»! – сказал жених; нужно добавить, что то же самое говорили и все приходившиe раньше…
Такая умная Эльза поселилась в историографии и в других общественных науках.
- «Ах как было… не приди большевики к власти» — многозначительно восклицает «умная Эльза» и бездоказательно тычет перстом в небо…
А как было? Обратимся к хронике:
Январь 1899 год — Обнародовано Высочайшее повеление об обязательном знании русского языка сенаторами, губернаторами и вообще высшими административными лицами.
Засилье иностранных администраторов не только верхушка Министерств и Госсовета управления империей, но и… в прессе статьи г. Величина: «Иностранная колонизация в России», «Немецкое завоевание на юге России», «Немцы на Волге» и г. Липранди: «Mирное завоевание наших окраин», «Германия в Poccии», «Земельные захваты немцев и экономическое порабощение русского народа», «Немцы и штунда» — заключают в себе множество данных по этому вопросу.
Г. Сапожников идет дальше: по его мнению, не только на окраинах, но даже и внутри Poccии, на 6oлее влиятельных местах в торговых и промышленных предприятиях утвердились иноземцы, оказывающие неблагоприятное влияние на жизнь православного русского населения.
Полагая в основание своих рассуждений принципы, что «Poccия, как православная страна, должна существовать главным образом для православных», «в Poccии православные должны чувствовать, что они находятся у себя дома», «в Poccии должно быть выгодно быть православным» (как не вспомнить тут остроты Меньшикова, который просил императора Николая I сделать его немцем!), «славянство немыслимо без православия», — г. А. А. Сапожников прибегает к странному методу изложения своих мыслей — он все хочет доказать на ocновaнии священного писания, именно Ветхого завета!
По поводу того, что иностранцы в Poccии богатеют и ставят окружающее русское население в зависимое положениe, г. Сапожников приводит следующие слова из книги Второзакония:
«Пришлец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет главою, а ты будешь хвостом. Пошлет на тебя Господь народ наглый, который не уважит старца и не пощадить юноши; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей».
Но самое страшное – это угодливость и раболепие наших чиновников и администрации, которые и подвергали осмеянию и гонениям все, связанное с русским и образование и научную, а также техническую мысль. Именно эту техническую мысль и рассмотрим в данной статье.
Газета «Курьер» в 1901 году освещает немаловажный вопрос, — об «экспорте наших научных сил заграницу».
«Условия научной деятельности у нас неблагоприятны. Если в Англии, например, перед глазами исследователя английская жизнь течет как бы под прозрачным колпаком, и публикуется все, что, касается политической и экономической жизни страны, то у нас объяснительные записки к законодательным актам и мотивы к ним, в большинстве случаев недоступны не только обыкновенной публике, но и лицам, специально в интересах научной истины занимающимся этими вопросами.
Естественно, что при таких условиях труд ученого значительно усложняется, и в проигрыше остается Рoccия, так как она лишается большой массы высококачественного дарового научного труда таких лиц, которым в свою работу внесли бы несомненно спокойное отношениe к исследуемым ими вопросам. Даже наши лучшие публичные библиотеки, как, например, в Москве Румянцевский музей, не снабжены многими официальными изданиями: мы уже не говорим о представлениях в государственный совет и т. д., которым абсолютно недоступны, но в Румянцевской библиотеке нет даже таких официальных изданий, которые вовсе не составляют тайны.
Пора бы обратить внимание на этот вопрос; жизнь наша все бoлее и более усложняется и все настоятельнее требует освещение научной мыслью, и потому необходимо подумать о создании более благоприятных условий для научных занятий у нас в Рoccии. При таких внешних условиях научной деятельности в Poccии, натурально, крупнейшие научные силы «экспортируются» заграницу: не менее важно и то, что русский ученый материалом для своих трудов по необходимости берет зачастую жизнь западно-европейских государств»…
«Русское Слово» уже в 1903 году передает свою беседу с одним из профессоров московского университета по поводу причин, которыми (отчасти) объясняется тяготение русских ученых к заграничным книгохранилищам.
- Почему, профессор вы непременно едете за границу?
- Помилуйте, да разве можно заниматься в Poccии?.. Где? где? Укажите, — заволновался он, видя мой изумленный взор.
- А наши… библиотеки, архивы.
- Да что вы! Что они, в сравнении с иностранными? Вот вам пример. Британский музей, куда я еду, содержит 2,5 миллиона книг и весь к вашим услугам. Читатель здесь бог. Для него нет недocтyпногo.
Нечего говорить о том, что каталоги самые обстоятельные, подробные имеются под рукой у каждого. Вы можете выбрать хоть 70 названий сразу — все будет вам доставлено и не дольше, как через 15 минут. Книги привозятся в зал целыми тележками.
Здесь же вы свободно можете заниматься. Вы никогда не услышите «книги нет». По акту парламента, ни одна книга не может быть выдана из стен музея. Поэтому даже переплетная находится в том же здании. И если книга вам необходима и она сдана в переплет, вам принесут ее в разобранном виде из переплетной.
С королевой Викторией был однажды такой случай. Она потребовала какую то книгу из музея. Ей сообщили о состоявшемся вышеозначенном акте парламента и прибавили, что если ее величеству угодно будет, то книга будет ей доставлена. Королева не пожелала нарушать постановления и сама приехала в музей. Ей отвели отдельную комнату, где она прочла то, что ей было нужно.
Благодаря таким условиям, занятия в иностранных музеях и библиотеках идут всегда чрезвычайно быстро. Вы посмотрите, все наши молодые ученые работают почти исключительно за границей. Следствием этого является то, что мы заграничную жизнь знаем отлично, а русской совсем не знаем. Доказательством этому может служить и то, что наши ученые почти всегда посвящают свои труды иностранной жизни.
Говорят, что для описания архива министерства юстиции необходимо 200 лет! Разумеется, при наших порядках. Так, неугодно ли тут работать! Вот в итоге и получается то, что мы с экспортом мяса, яиц, масла и др. продуктов экспортируем за границу и наши умственные силы».
Исход русских профессоров из университетов принимает необратимую силу. Так, Мечников работает в Пастеровском институте в Париже; М. Козалевский читал лекции в стокгольмском и оксфордском университетах; в оксфордском университете читает лекции Виноградов, Чичерин всю жизнь провел в научной работе, не занимая после исхода профессорской кафедры, и т. д.
Не вызывается ли горькое чувство обиды и досады в виду того, что знаменитый Мечников работает не в России, а во Франции, что такие выдающиеся ученые, как М. Ковалевский и Виноградов, вынуждены были читать лекции не в русских, а заграничных университетах (только в последние годы им разрешено читать лекции и в России), что такой крупный ученый, как Чичерин, не имел кафедры в русском университете?
Наконец, удаление русских ученых от русской высшей школы способствует ли преуспению наук и просвещения в России?
А если рассматривать дело с точки зрения «любви к отечеству и народной гордости?
Министр народного просвещения г. Кассо высчитал, что во всех русских университетах вакантны 112 кафедр. Значить, недостаток в ученых силах очень большой. Значит, ученая карьера не привлекает. Чем это объяснить?
Причин много. Не последнее место занимает в ряду этих причин исход профессоров из русских университетов.
Это старая история, всегда остающаяся новою, — pyccкиe изобретатели должны пройти чрез Берлин, Париж, Лондон, Чикаго и т. д., чтобы на их изобретение было обращено внимание.
Русский математик Н. И. Лобачевский стал знаменитым только тогда, когда на его сочинения обратили внимание Гельмгольц, Бельтрами, Гаусс и пр. Нет почти ни одного журнала, где не было бы сообщено о таких же фактах. Знаменитый ныне Н. И. Лобачевский при своей жизни считался нашими «учеными математиками» именно сумашедшим. Если его своевременно не приковали на цепь, то только потому, что «умопомешательство» было тихое.
А теперь весь ученый мир чествствует его, как «русского Ньютона».
Далее читатели найдут описание изобретения г. Полтавцева. Долгое время он тщетно искал поддержки себе в России. Пришлось уехать в Париж, — и только тогда дело вступило на практическую почву.
Почти такова же судьба и уникального здесь изобретения г. Чебышева. В Петербурге довольно давно была построена лодка, управлявшаяся по способу Чебышева. Но толку из этого никакого не вышло: газеты поместили описание в несколько строк, — и только.
Пришлось поехать на выставку в Чикаго, и оказалось, что его изобретения возбудили живейший интерес, сразу дав изобретателю репутацию остроумнейшего механика, самым простым образом разрешившего труднейшие задачи кинематики.
Система г. Чебышева, дает массу и других применений при самой малой потере затраченной работы.
Круговое вращение ручки превращается в прямолинейное движение стержня взад и вперед, в колебательное, в дробное и т. д. — и притом без мертвых точек – это шедевр механики.
Малограмотный мастеровой И. Ф. Макаров, еще в начале 30-х годов, следовательно, за двадцать слишком лет до знаменитого Бессемера, производил опыты получения литого железа, безмолвным свидетелем которых остался вылитый им из железа ствол ружья.
В Лондоне появился двухколесный автомобиль изобретенный Петром ШИЛОВСКИМ, ПРИБЫВШИЙ НА ЗАПАД ИЗ РОССИИ, ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ СВОЕЙ ЗАМЫСЛА: применить для равновесия двухколесного автомобиля гироскоп (громадный волчок), вращение которого обеспечивает экипажу равновесие, как на дороге, так и при поворотах. Скорость вращения гироскопа – 1000 об\мин.
В министерство государственных имуществ и земледелия поступили от доктора Н. А. Ухина на обозрение образцы мяса, консервированного по новому способу, составляющему секрет изобретателя. Мясо это, будучи приготовленным впрок, не портится и в тeчение первого месяца пригодно для жарения. По истечении 2,5 месяцев — годно и для жаpeния и для варки.
Через 5 месяцев оно превращается в сухую солонину, удобно для варки и может быть употребляемо в пищу сырым подобно вестфальской ветчине. Через полгода, мясо становится твердым, и более не изменяется ни во внешнем виде, ни по вкусу. Этот сорт годен, исключительно, для одной только варки.
Образец такого мяса заготовлен еще четыре года назад были исследованы в городской лаборатории и, кроме того, из них, школою кухонного искусства был изготовлен пробный обед, давший благоприятные результаты.
Отвергая многочисленных иностранцев, просивших продать привилегию, патриотичный доктор Н. A. Ухин ходатайствует перед министерством о субсидии для приготовления мясных консервов на месте производства скота в степях Сибири и киргизской степи.
Сколько нереализованных изобретений и новшеств кануло в лету.
Электро-техник М. В. Кузьмин из Читы сделал приспособление к аппарату Юза, для одновременной встречной работы, благодаря чему телеграфный аппарат вместо 70 депеш в час получает возможность пересылать 360 депеш в такое же время.
Советская власть раскрыла потенциал русской науки и дала возможность успешно решать и вопросы индустриализации и реализовать множество изобретений имеющих мировое значение.
«Умная Эльза» сразу возразит, напомнив о Сикорском… Разочарую…
Вертолет или как ранее назывался – геликоптер был разработан студентом Б. Н. Юрьевым, в котором были впервые в мире решены основные вопросы: управляемость геликоптера, сообщение поступательной (горизонтальной) скорости и безопасный спуск при внезапной остановке мотора. Эта схема и была запатентована Б. Н. Юрьевым в 1910 г.
Так что вертолет является в современной форме чисто русским изобретением, возникшим на основе теоретических и экспериментальных исследований школы известного русского ученого Н. Е. Жуковского.
В созданном по инициативе В. И. Ленина Центральном АэроГидродинамическом Институте (ЦАГИ), начиная с 1921 г., производились многочисленные теоретические и лабораторные исследования. Было построено много свободно летающих моделей геликоптеров и разработан ряд проектов, из числа которых было выбрано три наиболее рациональных типа.
В 1930 г. был построен советский экспериментальный геликоптер ЦАГИ-ЭА-1 — это был первый в мире геликоптер, который действительно, успешно летал — до этого геликоптеры могли лишь прыгать.
Летавший на нем профессор A.М. Черемухин побил все имевшиеся в то время мировые рекорды, дав показатели. в десятки раз превышавшие то, что было достигнуто тогда за границей.
Вскоре был построен конструктивно более совершенный геликоптер ЭА-3, а затем улучшенной конструкции — ЭА 5; на последнем была достигнута замечательная устойчивость: во время полета можно было даже бросать ручку управления, настолько уверенно и плавно протекал спуск.
В течение 1936-1940 гг. продолжалась углубленная теоретическая и экспериментальная работа в ЦАГИ и Военно-Воздушной Академии им. Жуковского.
Академиком Б. Н. Юрьевым был опубликован ряд трудов посвященных исследованию летных свойств геликоптеров и их аэродинамическому расчету. В итоге этих исследований Б. Н. Юрьевым совместно с инженером И. П. Братухиным разработана схема двухроторного геликоптера, который и был конструктивно разработан и построен Московским Авиационным Институтом под руководством И. П. Братухина.
Полеты этого вертолета в 1944-1945 гг. выявили его отличные летные свойства, и вполне законно можно считать эту машину наиболее совершенной в мире.
В 1923—1924 гг. в Голландии был построен одновинтовой геликоптер по схеме Юрьева. В 1925 г. в Германии В. Кошель сделал патентную заявку на одновинтовой геликоптер с двумя рулями.
Коллегия ЦАГИ постановила протестовать против выдачи патента на эту систему, так как она давно известна и была предложена Юрьевым в 1910 г.
В 1926 г. аналогичную заявку, включавшую два больших и один малые винты, предназначенные для уравновешивания реактивного момента, сделал французский конструктор Этьен Омишен.
В 1931 г. в Америке сделал патентную заявку И. И. Сикорский. скопировавший схему геликоптера Юрьева, предложенную 20 лет назад — в 1911 г. Первые опыты Сикорский производил с геликоптером без автомата-перекоса. Но через 10 лет — в 1941 г. Сикорский полностью перешел на управление с помощью автомата перекоса, т. е. вернулся к предложению Юрьева без всяких изменений.
Все вертолеты Сикорского, построены по однороторной схеме Юрьева и напоминают летавший в 1930 г. геликоптер ЦАГИ ЭА-1. Помимо Сикорского, по этой же схеме строили геликоптеры Пясецкий, Белл и ряд других американских фирм.
Аналогично «потеряли» и фамилию советского математика, автора теории электронных вычислений. В 1940 году газеты напечатали сообщение:
Молодой советский ученый Л. И. Гутенмахер, работающий в Энергетическом институте Академии наук ССCP, создал новую теорию решения задач математической физики. На основе этой теории, он сконструировал аппарат (электроинтегратор), позволяющий крайне простыми способами решать сложные дифференциальные уравнения.
Электроинтегратор уже сейчас может найти широкое применение для решения весьма сложных проблем в электротехнике, теплотехнике и статистике.
Хотя история Википедии гласит: ЭНИАК (англ. ENIAC, сокр. от Electronic Numerical Integrator and Computer – Электронный числовой интегратор и вычислитель) — первый электронный цифровой компьютер общего назначения, который можно было перепрограммировать для решения широкого спектра задач.
Архитектуру компьютера начали разрабатывать в 1943 году Джон Преспер Экерт (англ.) и Джон Уильям Мокли, учёные из Пенсильванского университета (Электротехническая школа Мура) по заказу Лаборатории баллистических исследований Армии США для расчётов таблиц стрельбы. В отличие от созданного в 1941 году немецким инженером Конрадом Цузе комплекса Z3, использовавшего механические реле, в ЭНИАКе в качестве основы элементной базы применялись вакуумные лампы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ЭНИАК
Вот так господа, товарищи, вам решать или уподобляться «умной Эльзе» очернять советскую историю, где мы так преуспели, или самостоятельно выявлять русские имена для потомков в сфере эволюции человеческой цивилизации.
Молодой инженер в 1930 годах, откликнулся на призыв шахтеров сделать электроперфоратор. Везде, куда он обращался за консультацией, он слышал одно:
- «Если уж иностранцы не смогли, куда тебе… в калашный ряд». Перетерпев обиды и насмешки он создал электроперфоратор, заказал на заводе пять экземпляров и приступил к испытаниям.
Все пять сгорели во время испытаний… Ночи провел за проверкой и измерениями – во всех заводской брак. Повторно заказал и лично контролировал изготовление, испытания показали превосходные результаты. Отправил в Москву в центральную лабораторию.
Ответ из Москвы обескуражил – прекратить дальнейшие разработки, как бесперспективные. Согласно протоколу комиссии, механизм через 40 минут работ нагревался до 95 градусов.
- «Знаете что, батенька, это детские игрушки» — услышал автор по приезде в Москву, — «Бросьте-ка вы эту затею! Электроотбойный молоток — утопия. Немцы, американцы умнее нас, да и те перестали о нем думать».
У вас вызовет усмешку, но об этом узнали в парткоме и, настояли на повторных испытаниях. Тут автор и обнаружил подвох первичных испытаний – подавали завышенное напряжение…
Имя автора К.Н. Шмаргунов – в дальнейшем руководитель Томского индустриального института.
В 1939 году комиссия партийного контроля выявила ряд нарушений в ряде министерств в вопросах изобретений и внедрения новой технике.
Профессор Соколов изобрел ультра-акустический дефектоскоп для определения внутренних дефектов в металлических изделиях. Он дает возможность обнаружить раковины, трещины и другие пороки в металле глубиной до 1 тысячи м/м; а также определить местонахождение этих пороков. Дефектоскоп профессора Соколова необычайно дешев, является большой новинкой в технике.
Несмотря на исключительную важность этого аппарата, он с 1931 года наркоматами тяжелой и оборонной промышленности не внедряется.
Комиссия Советского Контроля предложила Наркому оборонной промышленности тов. Рухимовичу и Наркому тяжелой промышленности тов. Межлаук лично ознакомиться с изобретением профессора Соколова и установить практические мероприятия по изготовлению и внедрению в 1937 году в промышленность не менее 100 дефектоскопов.
Профессор Гевелинг изобрел способ поверхностной закалки стали электротоком, который увеличивает продолжительность работы рабочих поверхностей стальных деталей машин в 2 – 3 – 4 раза. Этот способ может быть широко использован во всех отраслях машиностроения, однако, на сегодня применяется только на одном станкостроительном заводе «Красный пролетарий».
Комиссия Советского Контроля вопрос о реализации изобретения профессора Гевелинга, как имеющий большое народнохозяйственное значение, внесла на рассмотрение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
И это повседневная практика бюрократической машины, где усматривается не просто рутина бюрократии, а явное противодействие развитию советской науки и изобретательству.
Готовый проект каучукового завода пролежал под сукном бюрократического стола четыре года, хотя уже несколько лет совхозы выращивали и собирали каучуконосные растения и только к началу 1940 года страна освободилась от ввоза иностранного каучука.
1947 год. В Научно исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) закончены испытания машины новой конструкции — электромобиля.
Предназначен для работы в городских условиях при поездках с частыми остановками — при развозке почты, различных мелких грузов и т д. Это грузовая машина, в которой автомобильный мотор заменен двумя электромоторами, расположенными вместе с аккумуляторами под кузовом. Скорость машины — 30 км в час, грузоподъемность— 3,5 т. В 1947 г. будет выпущено до 100 электромобилей; в дальнейшем выпуск их возрастет.
На заводе «Динамо» имени Кирова изготовлено электрооборудование для автобусов с электрической передачей — электробусов, которые строятся на автозаводе им Сталина.
Новый автобус просторнее обычных машин — он вмещает 60 пассажиров — и развивает скорость до 65 км в час. Колеса электробуса приводятся в движение специальным электромотором, который получает питание от генератора, установленного на одном валу с двигателем внутреннего сгорания.
Это «Toyota Prius» в современном исполнении.
В том же году НAMИ спроектировал паровой автомобиль.
Успехи советского энергомашиностроения позволили создать легкий и надежный котел, вполне пригодный для автомобиля, а также быстроходную паровую машину и конденсационную установку для превращения отработанного пара в воду.
Вес всей паровой установки превышает вес обычного автомобильного мотора (с радиатором и коробкой скоростей) всего на 20 процентов. Паросиловая установка смонтирована на тягачах рассчитанных на вождение двух прицепов. На прицепы можно нагрузить 12—14 т полезного груза.
Основное преимущество парового автомобиля перед машиной с двигателем внутреннего сгорания — почти вдвое меньшая стоимость перевозок, вместо дефицитного бензина или дальнепривозного газойля в таком грузовике может быть использован любой вид дешевого местного топлива: дрова, торф, бурый и каменный уголь м др.
Процесс горения в топке и подача воды в котел полностью автоматизированы и не требуют наблюдения водителя.
Запаса воды в двигателе хватает примерно на 1000 км пути запаса топлива — в зависимости от емкости бункеров и вида топлива — на 250—400 км.
В 1942 д.т.н. Г.И.Бабат произвел детальные подсчеты, показавшие, что уровень высокочастотной техники, достигнутые в Советском Союзе, позволяет практически подойти к созданию наземного безрельсового транспорта с централизованным электропитанием, с бесконтактной передачей энергии. Тогда же профессор А. Г. Иосифьян представил возможность проверить это экспериментально.
Весной 1943 г, был создан «ВЧмобиль».
Бензиновый двигатель малолитражного автомобиля заменен тяговым (сервисным) электромотором постоянного тока. На крыше автомашины был установлен приемный виток, а на заднем сидении помещен выпрямитель, преобразующий высокочастотный ток, полученный витком, в постоянный ток, необходимый для питания тягового мотора.
16 июня 1943 г. наш ВЧмобиль проехал несколько десятков метров по заводскому двору. По видимому, это был первый в мире рейс экипажа, получающего энергию на расстояние бесконтактным способом.
Мощность мотора ВЧмобиля равнялась почти 2 киловаттам. Потери энергии на участке линии протяженной около 300 м оказались меньше одного киловатта, и этим самым была доказана возможность бесконтактной передачи энергии с малыми потерями. Медные ленты, несущие ток с частотой 100 000 герц и с силой 100 А, были подвешены над дорогой на высоте 4 м.
Мировые нефтегиганты приложили максимум усилий через своих агентов влияния, чтоб не дать стране Советов развить до практических результатов этих работ.
И. Сталин на VIII съезде ВЛКСМ в 1928 году произнес:
«Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо учиться у всех — и у врагов, и у друзей, особенно у врагов.
Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью. Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять, во что бы то ни стало»
И брали…
На рисунке в заглавие, слова Президента Академии Наук СССР академика Карпинского А. П.